Лаборатория функциональной грамотности

 

Если вы владеете знанием,

дайте другим зажечь от него свои светильники.

(Томас Фуллер) 

Даже спустя годы, не смотря на происходящее вокруг, для многих учителей школа– это маленькая мастерская с особой атмосферой, в которой сочетаются наука и творчество, серьезная работа и игра.

Безусловно, учитель в процессе обучения и воспитания — ключевая фигура. Уровень его профессионализма в значительной мере зависит от самообразования, системы методической работы в образовательном учреждении. Большую часть знаний и опыта учитель получает через неформальное обучение на своем рабочем месте, а также при взаимодействии с коллегами, с обобщения и представления своего педагогического опыта. Традиционной формой предоставления своего профессионального опыта в МАОУ СОШ № 1 уже долгое время является Единый методический день, который стал одним из компонентов системы повышения квалификации учителя.

17 марта 2022 года состоялся Единый методический день на тему «Функциональная грамотность, как условие формирования конкурентоспособной личности».

Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок!

На первом этапе все учителя встретились в Педагогической мастерской «Умею сам – научу тебя», где все акцентировали внимание на основных составляющих функциональной грамотности. Заместитель директора по методической работе А.Р. Тетюцкая представила анализ результатов диагностических процедур оценки качества образования в МАОУ СОШ № 1. Данный аналитический обзор показал проблемы в уровне сформированности компетенций функциональной грамотности у учащихся образовательного учреждения. Далее, учителя отрабатывали навыки тимбилдинга, работая в команде, так как В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения — коллаборативные. В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. Каждая группа решала задачи по заданным направлениям функциональной грамотности: креативное мышление, читательская грамотность, финансовая и математическая грамотность и глобальные компетенции. Участники команд показали высокий уровень сформированности функциональных компетенций, креативность в решении задач и навыки тимбилдинга, что и позволило представить отличный результат.

На втором этапе Единого методического дня, педагоги школы представили практический опыт формирования функциональной грамотности у учащихся на открытых уроках.

Соколова Людмила Яковлевна показала на уроке настоящее морское путешествие, которое не состоялось бы без знаний основ математической грамотности. На уроках Любови Владимировны Урвановой и Анастасии Александровны Бердниковой, учащиеся так же творчески подошли к решению задач, направленных на формирование компетенций математической грамотности

На уроках лингвистической направленности, учителя показали разнообразные способы и возможности работы с текстом, что является сегодня актуальным.

 

Ведь без умения понимать текст, выражать основную мысль и применять прочитанное в практической деятельности, не стать конкурентоспособной личностью. На уроке русского языка Татьяна Павловна Парахина активно использовала технологию антиципации, которая направлена на формирования умения прогнозирования и предвидения для решения проблемы. Учителя иностранного языка Прядко Ольга Сергеевна, Ужастова Марина Анатольевна, Бабашкина Виктория Александровна и Бабашкина Варвара Андреевна представили свой опыт работы с иностранными текстами.

 На уроке Елены Викторовны Чекуновой, выпускники начальной школы учились конспектировать предложенный материал.

Задачи по функциональной грамотности настолько универсальны, что и доказал Андрей Валентинович Иванов. Вместе со своими учениками они создавали виртуальную игру, используя такой компонент, как креативное мышление.

В современном экономически нестабильном мире. очень важно быть финансово грамотным человеком. Поэтому, на уроке Баталовой Ольги Сергеевны, учащиеся 7 класса составляли коллаж стабильной валюты и  презентовали её, создавая рекламные проекты.

С 2021 года на базе нашего образовательного учреждения функционирует центр образования «Точка роста». Преподаватели центра не остались в стороне и представили занятия по формированию естественно-научной грамотности. Анна Викторовна Байрамова и Ирина Валентиновна Шевелева организовали командную работу класса.

Ребята проводили опыты по химии, анализировали информацию по проблемам биологии. В итоги были представлены проекты командной работы.

Анализ результатов по проведению единого методического дня в школе показал положительные изменения в творческой активности педагогов.

Единый методический день дает возможность педагогам к развитию творческой активности не только как учителя, но и к активному саморазвитию своей личности в целом, ведь как сказал К.Д. Ушинский «Учитель жив, пока он учиться. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель».