«Создание единой системы совершенствования условий формирования профессиональных качеств средствами сетевого взаимодействия (УрГЭУ, УрГПУ) участников образовательного процесса»

Введение

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, теоретические и методические основы профессиональной консультации молодежи, системный подход к профориентации школьников, общественно-значимые мотивы выбора профессии, формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Актуальность
Профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному работнику. Существенным препятствием развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика, отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию, используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Чем настоятельнее потребность общества в компетентной личности, способной выносить свои суждения и нести ответственность за свои действия и за общество, в котором она  живёт, осознающей социальную роль в семье, обществе и трудовом коллективе, тем острее необходимость в теоретической  разработке основ и механизмов её формирования и применения их на практике.

Инновационность предлагаемого проекта состоит в том, что он будет реализован в сетевой форме, что позволит разработать и апробировать механизмы, нормативно-правовые вопросы такой формы организации учебно-воспитательного процесса, а в дальнейшем за счет расширения количества участников проекта тиражировать положительный опыт для всей муниципальной системы образования.

 

Краткая аннотация

 

Перспективы развития инновационного проекта.

Более ранняя профориентация школьников создаст условия для:

– сближение общего и профессионального образования;

— участие представителей бизнеса и педагогики в предпрофессиональные и профессиональные подготовки школьников;

— увеличение количества поступающих в профильные профессиональные образовательные организации по целевому направлению;

— заинтересованность родителей в получении детьми знаний и умений для актуальных и востребованных профессий.

 

Новизна (инновационность) проекта

         На протяжении реализации проекта будет сформирована внутрисетевая и внешнесетевая система социального партнёрства и взаимодействия, как на всех ступенях обучения в рамках МАОУ СОШ № 1, так и внешнее взаимодействие с организациями города, района и области.

 

Практическая значимость

         В процессе реализации проекта будет разработана новая модель организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая повысить уровень знаний учащихся, осуществить раннюю профилизацию и профориентацию школьников, педагогам освоить новые инновационные технологии.

Вероятные риски

         -риск недостаточного ресурсного обеспечения;

— риск регресса или застоя;

-риск несоответствия квалификации преподавателей новым образовательныь задачам;

— риск возможной невостребованности полученных результатов.

 

Цели:

  1. Создание научно-методической и нормативно-правовой базы для управления многообразием возможностей образовательного пространства, дополнить имеющиеся возможности новым инновационным элементом образовательного пространства и расширить сетевое взаимодействие с УрГЭУ и УрГПУ.
  2. Формирование мотивационной сферы участников образовательных отношений (учащиеся, родители, учителя) для качественной профессиональной ориентации обучающихся.

Задачи:

  1. Организовать работу по повышению квалификации и развитию инновационного индивидуального стиля деятельности педагога;
  2. Организовать функционирование системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
  3. Повысить количество обучающихся и их родителей, педагогов, заинтересованных в реализации проектов, связанных с профессиональной ориентацией;
  4. Создать и использовать банк образовательных инициатив по проблемам профессионального самоопределения;
  5. Формирование профессиональных компетенций у обучающихся с целью реализации молодёжных инициатив.

 

 Принципы профориентации:

— Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи обучающемуся в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями общества в квалифицированных кадрах.

— Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс.

— Взаимосвязь школы, профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.

— Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового, экономического, нравственного, эстетического, правового и физического воспитания.

— Дифференцированный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Деление обучающихся на группы позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной могут оказаться неэффективными в другой. Это создает условия для реализации индивидуального подхода.

— Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и их родителями.

Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.

 

Этапы профессиональной ориентации школьников

 

  1. Профессиональное просвещение — ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.
  2. Предварительная профессиональная диагностика — выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений).
  3. Профессиональная подготовка в рамках реализации региональных проектов «Школа-Колледж-ВУЗ», и «Педагогический класс» помогает в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания.

 

План работы инновационной площадки

Конечный продукт:

  1. Пакет нормативных документов (пречень документов федерального, регионального, муниципального, школьного уровней)
  2. Программа профессиональной ориентации школьников социально-экономической и педагогической направленности (программы курсов по выбору, предпрофильной подготовки, внеурочной деятельности).
  3. Модель организации обучения профессиональной направленности школьников.

 

Ресурсное обеспечение: Для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, которое включает в себя нормативно-правовое, кадровое, программно–методическое, финансово – экономическое и материально – техническое обеспечение.

— Нормативно-правовое обеспечение: локальные акты, регламентирующие деятельность школы в рамках проекта;

— Кадровые ресурсы: педагогические кадры, специалисты социальных партнеров для реализации отдельных направлений проекта.

— Программно-методическое обеспечение: содержание предметной области «Педагогика» 9-11 классы, и содержание предметной области «Коммерческий агент»; сборник программ элективных курсов, сборник программ внеурочной деятельности, подпрограммы и проекты, направленные на реализацию основных направлений деятельности в рамках проекта.

— Финансово-экономическое обеспечение — средства МАОУ СОШ № 1 внебюджетные средства.

 

В результате реализации проекта будет сформирована эффективная сетевая система организационно-педагогических условий формирования профориентационной культуры участников образовательного процесса. Данная модель сетевого взаимодействия является открытой и постоянно расширяемой. Учреждения, входящие в работу по данному проекту, получат полное методическое сопровождение по вопросам создания развивающей среды профессиональной ориентации.

Список литературы

  1. Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М. :Просвещение, 1990. — 653с.
  2. Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.
  3. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
  4. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»: [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина ; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб : Речь, 2007. – 365 с.
  5. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С.Пряжников – М.: ВАКО, 2005.- 288 с
  6. Интернет ресурсы

http://www.proforientator.ru/

http://www.effecton.ru/

http://www.rabotka.ru/

http://www.kalugagid.ru/

http://rodn-i-k.narod.ru/as_prof/